Детский сад № 46 г. Калининград группа Солнышко

Дидатические игры.

Предлагаю  вашему вниманию игры, которые особенно полезны и доступны для детей с РАС. Выберите то, что больше  всего подходит вашему ребенку, и разделите с ним веселье!

Мешок фасоли.

Засыпаем в большую пластиковую емкость  высушенную фасоль, рис, небольшие каштаны или бусины. Зарываем в наполнитель небольшую игрушку и просим малыша достать ее. Ощущения, испытываемые при погружении руки в бассейн из фасоли, способствуют сенсорной интеграции ребенка и дают ему возможность приобрести новый осязательный опыт.

Особое предупреждение! Играть только под присмотром взрослого в виду того, что дети с РАС часто тянут в рот самые неожиданные и несъедобные предметы.

Д/и Покажи и назови

Воспитатель показывает детям игрушки или картинки. Первую игрушку сам показывает и  называет четко и громко. Потом дети по очереди показывают и если могут, громко называют . Названия отдельных игрушек или картинок можно повторить всем вместе

Д/и Вкладыши

игры с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления, развития речи.

 Выбирать картинки-вкладыши, необходимо исходя из возраста ребенка: чем он младше, тем меньше должно быть вырезано кусочков, тем крупнее детали.

Рамки вкладыши обучают:

1  Основам классификации и логике .
 

2. Обучают понятиям, связанным с формой. 

3. Ориентации на плоскости (необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку). 
 

4.Различать предметы по силуэтам. 
 

5. Ребенок с помощью рамок-вкладышей учится обводить, раскрашивать, заштриховывать, не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к  сложному. 

Д/и Мозаика

Это прекрасная игра для развития моторики у ребят. Игра учит подбирать подходящие по форме фрагменты рисунка и складывать целое изображение.

Крупные детали мозаики сделаны специально, чтобы малышам было удобно их держать

Д/и Бусы

Чем проще игрушка, тем дольше она занимает малыша. К категории таких полезных и любимых вещиц можно отнести бусы, которые собираются своими руками. Бусины могут быть из дерева, пластика, камня, всевозможных форм и нескольких размеров.

Предлагать ребенку игрушку можно с  того возраста, когда он перестал тянуть всякую мелочь в рот.

Чем полезно нанизывание бусин для ребенка?

В первую очередь собирание бус способствуют развитию усидчивости, терпения. Задав определенный порядок (чередование форм, цвета), мы учим ребенка быть внимательным, концентрироваться на выполняемой задаче. При помощи бусин увлекательно и быстро обучаются счету, первым арифметическим действиям.

Лото и пазлы

Игра в лото знакомит детей с окружающим миром, расширяет кругозор. Лото позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика  рук. Можно играть в лото с малышом, начиная с самых простых заданий и постепенно переходя к более сложным играм.
Существует много различных видов лото для детей. Пазлы - выбирать  по таким критериям:

Знакомая картинка

Большой размер самих деталей.

Яркие краски. Собирая пазлы с ребёнком в первый раз, сначала необходимо показать, как собирается картинка. Затем убрать 2-3 детали и предложить  собрать снова!".  С маленькими детьми во время этого занимательного процесса можно, изучать окружающий мир. Например: "Кто нарисован на этом кусочке? Киска? А что киска делает? Сидит", – ну и так далее.

Пластилиновые  картинки.
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин – это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их – получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина – получился «салют». А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».

Подобным образом можно сделать лошадку  на лугу  и разноцветных  осьминогов.

Мыльные пузыри.
Если ребенок не умеет дуть сам, пусть он помогает вам откручивать крышку пузырька и погружать внутрь форму. Здесь вы можно добиться первого осознания понятия «по очереди» и взаимодействия в паре с ребенком.
Показывайте пальцем на пузыри, выражайте радость и восторг – это поможет развить у малыша с РАС столь важное разделенное внимание.

• Игры с водой. Возня с водой, переливание и брызгание особенно любят  дети. К тому же, игры с водой имеют и терапевтический эффект. Предлагаем следующие варианты игры: 1) Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из-под крана: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать "фонтан", подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком; обычно такой эффект приводит детей в восторг. 2) Наполнив водой таз, организуйте игру в "бассейн", в котором учатся плавать игрушки . 3) Наполненный водой таз теперь станет "озером", в котором плавают рыбки или уточки. 4) В следующий раз этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики. 5) "Купание кукол"; искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, сопровождайте свои действия словами.

• Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?.." и т.д. 6) "Мытье посуды"; вымойте посуду после кукольного "обеда". А игра рыбалка! Она очень нравится всем детям.

Д/и Фрукты овощи.  Д/и Чудесный мешочек

•  Сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей и фруктов. Обогащать словарный запас.

Кинетический песок  может и сохранять форму, и рассыпаться. Из него можно лепить, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести.
 Он слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Песок универсален, поэтому и
спектр его применения широк.

 Кинетический песок помогает развитию:

• Кинетический песок помогает развитию моторики.

• Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться.  Рисование и подготовка руки к письму

•  

• До того, как ребенок начнет учиться писать ручкой, полезно предоставить ему возможность попробовать рисовать и отрабатывать навыки предварительного письма на различных «сенсорных поверхностях». Кинетический песок идеально подходит для этих целей. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками и др.). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей.

Кинетический песок полезен для занятий с детьми- с РАС.  Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив «А, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс.

 Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, станет спокойнее. А спокойствие никому не помешает, не так ли?


Рассмотри и расскажи.

 Рассмотрите картинки. Попросите ребенка назвать, что на них изображено.

Затем, читая сказку, просите малыша находить героев и предметы, называя их по ходу сюжета. Если ребенок уже может пересказывать, можно попросить его пересказать сказку

• Детям с аутизмом необходимы игры, которые одновременно увлекают и требуют усилий. Старайтесь заранее учесть все возможные негативные моменты: сенсорную перегрузку, нелюбовь к изменению привычного распорядка, неумение вступать в контакт с окружающими. Подумайте, как упростить игру, чтобы она была интересной для ребенка с РАС, и как вовремя ее окончить.

• Учитывайте особые интересы ребенка, когда начинаете игру. Например, если он любит поезда, животных, динозавров, пусть на игрушках будет соответствующая символика.

• Установление контакта с ребенком с аутизмом может быть очень тяжелой задачей. Новые игры могут ему поначалу не нравиться.

• Нужно раз за разом повторять попытки вовлечь его в игру, продвигаясь вперед небольшими шагами. Наберитесь терпения и сил: итог работы того стоит!

27 марта 2018 в 21:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.