Детский сад № 46 г. Калининград группа Солнышко

Рекомендации логопеда родителям. Анисимова Е.А.

 Шпаргалка для родителей по развитию речи.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух,

выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два

звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ],«ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале

слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого

знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные

буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный

звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их

произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и

проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к]

[п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г]

[д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если

после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят

гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Шпаргалка для родителей по развитию речи.

1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны

на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают

занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться

неправильный прикус. Пострадает и произношение.

2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и

уклада языка).

3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и

речь людей (особенно мамы). Недостаток общения может значительно задержать развитие речи.

Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг

него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые,

которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом

выслушивая его.

5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха

чрезмерно активный, постоянно двигается.

6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой.

Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет

говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш

просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую

массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А

позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается

копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов).

Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок,

обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик

пыхтит и т.п.).

10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки

расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр

речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

Помните: только Вы способны помочь ребенку развиваться гармонично.

Несколько простых советов родителям от логопеда

Делать или не делать?

Делайте!

Радуйтесь Вашему малышу. Общайтесь со свои малышом, разговаривайте с ним,

побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно

коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит

народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».

Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно и сочувственно. Не

скупитесь на награду: похвалу или поцелуй. Поощряйте любопытство и воображение

вашего малыша. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он

мог бы рассказать.

Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он

слушает их снова и снова. Если ребенок начал что-то коллекционировать – кораблики,

машинки, наклейки – или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще

старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать. Будьте примером для

малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения журналов, книг.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра,

мотор машины или самолета и т.д. Если ваш ребенок употребляет всего, лишь несколько

слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов

(части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить

эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и

продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых

слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство

предметов, окружающей жизни.

Занимайтесь каждый день. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов

деятельности, таких как, приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка

и т.д. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и

отвечать на вопросы. Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего

ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что ты делаешь?»,

вместо: «Ты, играешь?». Говорите, используя правильно построенные фразы,

предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если

ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза

должна состоять из двух слов.

Рассказывайте короткие рассказы, истории. Затем помогите ребенку рассказать эту

историю вам или кому-нибудь еще. Если ребенок называет только одно слово, начните

учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте

цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите

его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна

активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать

память и внимание.Не делайте!

Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – «сюсюкать»

с ним. Тем самым вы лишаете его возможности слышать правильное произношение и

отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой

самоконтроль и закрепляет искаженное произношение. С детьми нужно говорить всегда

правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания.

Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш

не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало

интересует то, о чем он говорит.

Не задавайте слишком много вопросов.

Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш

приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!

Скажи правильно!» Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она

синяя».

Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в

присутствии других людей. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он

перестанет обращать на Вас внимание.

Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей; всех

Ваших чувств («Мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений.

Не сравнивайте малыша, ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с

соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками. Если вы хотите, чтобы

ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру,

состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его

говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым

следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь

чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически

связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное

внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов

речи.

Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к

будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У

вас есть в запасе еще достаточно времени до поступления вашего

ребенка в школу. Поэтому необходимо начинать учить малыша

говорить как можно раньше! Первые годы жизни – самое

благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые

плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже.

Воспользуйтесь этим временем с пользой.

Как учить запоминать стихотворение

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.

При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству,

использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и

простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими

рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка:

1. Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды.

2. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.

3. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить

основную мысль.

4. После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их

значение.

5. Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при

заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.

При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы.

Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим

интересом.

Сопровождать чтение стихотворения игрой.

Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки

выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений.

В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием

работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую

из них стихотворение.

Как должна развиваться речь ребенка в норме?

Поговорим о возрастном периоде c 3 до 7 лет.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и

сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что,

куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и

пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также

звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет

обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и

явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки

звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова

(экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками

родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно

накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на

скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в

предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить

слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом,

развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие

психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного

обучения в школе.

Внимание! Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, и

должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

7 ноября 2016 в 22:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.