Детский сад № 46 г. Калининград группа Солнышко

Наш ребенок кусается! Что делать? -дефектолог Салихзянова Т. Ф .

 Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто демонстрируют агрессивное поведение, которое пугает родителей, воспитателей и сверстников. Этот способ вести себя слишком распространен и опасен, чтобы его игнорировать, но, к счастью, есть проверенные стратегии того, как справиться с подобной агрессией.

 

1. Избегайте чрезмерной реакции на поведение.

Что бы ни лежало в основе нежелательного поведения (в частности, кусания), важно сохранять спокойствие и не реагировать на него слишком сильно. Чем больше внимания дается поведению, тем вероятнее его повторение в будущем.

Будьте немногословны и сразу же переведите ребенка в другую комнату или в дальний угол помещения Уделите внимание человеку, которого укусили, выразите сочувствие и обработайте укус Скажите ребенку с РАС, что кусаться нельзя, но не показывайте гнева или раздражения. Назовите правило («Не кусаемся!») только один раз (!).  Используйте серьезный, строгий голос, но не кричите.

Если укус нанесен самому себе, его место нужно обработать. Не волнуйтесь сверх меры или, во всяком случае, старайтесь не показывать своей тревоги.

Долгие объяснения, почему нельзя кусаться, скорее всего, не сработают, особенно, когда речь идет о маленьких детях. Просто скажите, что кусаться нельзя и оставьте ребенка. Когда малыш успокоится и снова начнет вести себя должным образом, присоединитесь к его игре.

 

2. Перенаправьте поведение.

Если причина состоит в сенсорной нехватке, постарайтесь предоставить ребенку предметы, которые можно жевать или грызть безопасно для  себя и окружающих.

Есть специальные жевательные украшения, которые смотрятся очень красиво и которые нельзя прокусить, есть мячики, которые можно сжимать в руках. Все это можно заказать в интернете и совсем не дорого.

(картинки № 2,3,4,5,6)

Гораздо проще перенаправить поведение, чем полностью его остановить, поэтому если в минуты тревог малыша будет сопровождать загубник, соска или резиновая игрушка, и у него, и у вас будет существенно меньше проблем.

 

3. Предложите альтернативное решение.

Если укусы были вызваны обидой или гневом, предложите альтернативный способ совладать с ними. Например, это может быть резиновый шарик, который можно сжимать в руке, или рогатка, которую можно крутить и рвать на части.

 

4. Используйте новые каналы общения.

5c8477a0660c0c4a2c37bb34ee28a3c4.jpgefd2cf3a01b331ad8e4410ad4ca2a183.jpgea74fec3c2ab4d01b8d31ed4734b70ad.jpgddb4151c5f419ff1c42d8f43c20e0cff.jpg009ca45e0dea2d8f75f53e45f84da127.jpg301e6ef5f609f9ce28b04ff4958e63a4.jpgДля детей без речи агрессия часто является попыткой коммуникации. Используйте картинки или специальные программы-коммуникаторы на планшетных компьютерах, чтобы ребенок мог выразить свои чувства и имел более приемлемый выход для своих обид.

 

5. Награждайте хорошее поведение.

Говорить ребенку, что он хорошо себя ведет, так же важно, как и обращать его внимание на плохое поведение. Это помогает детям закрепить правильные модели поведения и повторять их снова и снова.

Хвалите ребенка, если он терпеливо ждет вас или играет без шалостей. Используйте материальные награды, такие как пищу, но помните, что похвала сама по себе – это мощное мотивирующее средство, особенно когда она исходит от родителя или значимого взрослого.

 

6. Работаем с желанием убежать.

Гораздо проще закрепить хорошее поведение, чем пытаться изменить неприемлемое. Особенно сложно совладать с поведением, которое является результатом желания быть одному или избежать выполнения какой-то задачи.

Если ребенок усвоит, что укусы помогут ему не делать чего-то, чего ему не хочется, он станет кусаться все больше и больше. Это может потребовать помощи профессионала, поэтому, когда ребенок успокоился, требуйте от него выполнения неоконченного задания.

Однако проверьте, не является ли задача слишком сложной. Возможно, что ее ставят перед ребенком в неудачное время. В любом случае, избегайте бурной реакции. Используйте серьезный и уверенный голос.

 

7. Предлагайте выбор (ограниченный).

Иногда агрессия и самоагрессия выражают бунт ребенка против чрезмерно жестких правил и ограничений. Предлагайте ребенку некоторую свободу действия в виде какой-то одной альтернативы.

По мере взросления расширяйте число альтернатив, но не слишком быстро. Так ребенок будет ощущать контроль над ситуацией, и даже ответственность за нее.

 

8. Важность постоянства.

Какие бы стратегии и методики вы ни использовали, крайне важно использовать их раз от раза.

(!) Все люди, которые занимаются ребенком, должны использовать заранее согласованные приемы при всех случаях кусания и других проявлениях агрессии.

Возможно, придется объединить сразу несколько подходов. Сохраняйте настойчивость и спокойствие!

 

28 сентября 2016 в 01:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.